Executive presence – продолжение

banner small

Начало

Другая проблема, с которой сталкиваются женщины – это меньшее количество ролевых моделей на более высоких уровнях карьерной, с которых можно копировать такие простые и повседневные вещи, как манеру говорить, одеваться или начинать встречу. Я разберу этот момент подробнее на примере стиля. Возможно, это покажется мелочным, особенно после того, как Интернет-бум демократизировал стиль одежды в технологических индустриях. Но, во-первых, то же самое применимо и к остальным элементам executive presence, просто внешний стиль легок для иллюстрации и примеров, а во-вторых, нормы Силиконовой Долины или Израиля имеют мало общего с финансовыми компаниями Лондона или модной индустрией Италии.
Казалось бы, деловой стиль в одежде достаточно прост. Тем не менее, в каждой среде и компании есть свои ньюансы. Например, я встречала организации, где большинство мужчин-начальников носит рубашки с запонками, даже если приходит на работу в джинсах и свитере в пятницу. Где начиная с некоторого уровня в организации все носят – или, наоборот, подчеркнуто не носят – пиджаки. Мелочь, но определенный визуальный стиль действует на подсознательнео восприятие образа, ставит его ментально в нужный ряд и группу.
Приведу еще один забавный пример. Большинство зрителей популярного сериала Mad Men пропускают важную деталь – отловленную стилистами и неоднократно обсуждавшуюся знатоками одежды и бизнес-этикета конца 50- начала 60-х годов. Когда главная героиня, Пегги, получает повышение и переходит из секретарш в копирайтеры, т.е., ранг «профессиональных женщин», она начинает носить шляпку. Только секретарши появлялись в офисах с непокрытой головой. Более привилегированному сословию дам-профессионалов полагалась шляпка. Забавно? Подумайте о традиции использовать или неиспользовать отчества в российском деловом этикете того же периода. Секретарша или медсестра, как правило, оставалась «Леночкой» или «Аней» до средних лет, в то время как врач или начальница отдела сразу становилась для подчиненных «Еленой Александровной» или «Анной Петровной», даже если была на десяток лет моложе.
Так вот, отсуствие моделей, образцов, нагляно демонстрирующих, когда надо и не надо носить шляпку или употреблять отчество, часто приводит к изъянам в профессиональном имидже. Я обратила внимание на то, что большинство СЕО или президентов компаний, перед тем, как назначить встречу с новым заказчиком, всегда поинтересуются: одевать ли костюм? Носят ли в офисе галстуке? Быть недостаточно или слишком формальным плохо, стиль, принятый в организации клиента задает тон. У женщин таких возможностей гораздо меньше – можно ли прийти в платье или обязательно надеть юбку с пиджаком непростая проблема, если единственные «модели» в офисе находятся намного ниже по карьерной иерархии.
Когда я перешла на работу в новую компанию в качестве главы функции, то оказалась второй женщиной в совете директоров, причем с другой моей коллегой мне удалось встретиться лично только через месяц. Один из вопросов, который мне пришлось решить, что паковать с собой на первые две недели работы в Амстердаме: я не знала, как там одеваются женщины, занимающие более высокое положение в организации, даже среди моих коллег, встреченных во время интервью, были одни мужчины. Более того, я сознавала, что то, как буду одеваться я, в чем-то задаст тон в организации – образ нового человека воспринимается во многом зрительно. (Ну, как новая? Строгая? Серьезная? Напряженная? Простая в общении? – ответ на этот вопрос, к сожалению, часто основан и на внешнем стиле).
Отсутствие достаточного количества моделей приводит к медленному формированию стандартов. Без стандартов нет ориентира, а значит, больше обидных ошибок. Например, известно, что слишком подчеркивающая сексуальность одежда часто считается признаком легкомыслия. При этом существует большая разница в том, что именно считается «слишком» в разных странах и индустриях.
Мы еще поговорим о дресс-коде дальше, но в целом, мне кажется, вполне понятно почему менее представленные в старшем менеджменте социальные группы испытывают наибольшие сложности. Аналогичные примеры можно привести про умение убедительно говорить – и проблемы имеющих акцент. Суть в том, что всегда найдется группа людей, для которых само наличие критерия executive presence для получения значительных повышений по карьере может представлять большие трудности, чем для других. Однако, изменить существующую реальность лучше всего пробившись на желаемую позицию, чем осуждая сложившиеся представления. Так что мы сконцентрируемся не на мировой не справедливости, а на преобретении необходимых навыков.

Можно ли этому научиться?
Хотя среди нас и есть прирожденные лидеры, харизматические личности, умеющие слушать внимательно и говорить весомо от природы, в большинстве своем, executive presence – это качество, приобретаемое с годами. Это совсем не мистический ген и не данные от рождения способности, а выработанные с годами признаки компетенции и определенные умения, в сумме своей посылающие нужные сигналы, создающие определенный образ.
Элементы, составляющие executive presence, варьируются от статьи к статье, но среди них в том или ином сочетании обычно появляются такие качества как
• профессиональное суждение и весомая манера излагать материал, логичность в суждениях;
• навыки публичных выступлений – уверенная манера держаться и красивая жестикуляция, приятный голос, медленная и грамотная речь;
• умение слушать и чувствовать собеседника
• хорошие манеры и знание этикета
• личный стиль.
Каждому из этих качеств можно научиться, и, как обычно, каждому из нас одни даются легче, чем другие. В одних случаях, пробелы восполняются при помощи классов или специальных тренингов, например, существует огромное количество ресурсов по улучшению ораторского искусства. В других, как профессионализм в беседе или умение слушать, большим подспорьем станет ментор или любой коллега, опыту и честности которого вы доверяете. В третьих, как манеры и умение одеваться, на помощь в случае острой необходимости придут стилисты. Но так или иначе, все это воспитывается и осваивается со временем.
Более того, всегда есть отдельные примеры старших руководителей, которым не хватает одного из них, но как правило, это, скорее, достаточно уникальные случаи. Иногда определенный пробел становится своеобразным элементом стиля, как более расслабленная манера одеваться среди СЕО Интернет-компаний (совсем не мешающая им, кстати, появляться прекрасно одетыми и в более традиционных костюмах или фраках на ряде благотворительных или социальных мероприятиях). Но в целом, если вы мысленно представите известных вам по работе или прессе членов советов директоров и старших управляющих крупных организаций, то описанные навыки будут достаточно типичны.

(продолжение следует)

*
Присоединяйтесь к страничке моей книги “Вверх! Практический подход к карьерному росту” на Фейсбук и ко мне на Твиттере

15 thoughts on “Executive presence – продолжение

  1. Ekaterina Kurbatova

    Хочется особо отметить работу в обществах, где принято одеваться в традиционную одежду – в этом случае еще сложнее понять, что же паковать в командировку

    Like

    • innakuznetsova

      Так как вы иностранец, то от вас не ждут традиционной одежды, более того, вы в ней будете с большой вероятностью смешны – например, правильно надеть сари надо уметь. Исходите из того, в чем там ходят европейцы – к слову, вполне удобно спросить об этом коллег в офисе. А в полном отсутствии информации – как на встречу к консервативному заказчику. Как правило, в традиционной одежде ходят в достаточно жарких и часто мусульманских странах. А значит, никаких мини-юбок и открытых блузок, но брюки вполне.

      Like

  2. Olga Zelenyuk

    Инна, вот за это я так люблю Ваш блог и Вашу книгу: благодаря Вам я поняла, что все в моей жизни достижимо – практически любой навык, техника и умение. Дело только в том, чтобы осознать недостаток этого, увидеть пути к развитию и планомерно действовать, идя к улучшению ситуации. Это давало и продолжает давать мне колоссальное вдохновение и помогает двигаться вперед.

    Вот и сейчас я уже мысленно оценивала, чего именно мне не хватает, и над чем надо работать в первую очередь. Список уже вырисовывается в голове, а по нему уже легко писать пункты плана.

    И если можно, вопрос: как Вы укомплектовали свой гардероб для первых дней в новой должности с учетом всех неизвестных?

    Like

    • innakuznetsova

      Ольга, спасибо большое за теплые слова!
      Насчет гардероба – моя главная проблема была в том, что надо было начинать в другой стране. Т.е., упаковать с собой одежды на 2 недели. Я хотела подчеркнуть женственность (я знала, что автоматически становлюсь очень заметной представительницей своего гендера – просто в силу должности и малого количества женщин в компании). И я была в компании один раз на интервью, так что видела, что принято одеваться business casual. Штаб-квартира в Европе – стиль чуть более консервативный. Так что мой выбор был на стиле платье+пиджак.

      Like

  3. Yelena Nairne

    Инна, спасибо за топик. Интересно. Могли бы Вы посоветовать, что делать подчиненным в ситуациях, когда у подчиненных больше навыков по executive presence, чем у непосредственного начальника? При этом, начальник начинает проявлять явные признаки затаенной злобы.

    Like

    • innakuznetsova

      Спасибо.

      У меня в книжке есть глава про работу с трудным начальником, она может многое подсказать.
      Если хотите более подробно, то расскажите, пожалуйста, детали про вашу ситуацию. Я так понимаю, что вы – подчиненный? О какого рода пробелах у начальника идет речь, чем именно это мешает вам? В чем проявляется злоба начальника – и почему вы уверены, чем она вызвана?

      Like

      • Yelena Nairne

        Я обязательно почитаю книжку. Однако, если у Вас есть время и Вам интересно, то вот история. Это моя бывшая начальница. Назовем ее Ларисой. Она пришла на участок, где до нее 6 лет работала другая девушка, Нина. Нина – очень харизматичная и с полным набором навыков для этой роли и executive presence (даже где-то через край). Нину любили и уважали все клиенты (функции, которые мы поддерживаем). Я работала с Ниной все 6 лет. Видимо, степень доверия клиентов к Нине передалась и мне. Лариса чувствовала себя очень неуютно в новой роли: все к чему она привыкла больше не существовало, а также у нее более не было спины (ее бывшей начальницы), которая ее прикрывала, принимала решения и давала советы. Лариса оказалась в центре света прожекторов. Однажды, она обронила, что ей надоело, что клиенты до сих пор ходят за советом к Нине… Говорить на публике она не умеет и не любит. Клиенты просили, чтобы презентации делала я. За помощью и разъяснениями приходили ко мне, так как Лариса не любит инициативу, но также и не любит брать ответственность за принимаемые решения, поэтому увиливала от принятия каких-либо решений под разными предлогами. Когда я просила ее объяснить причину отказов, чтобы объяснить дальше клиентам, ответ был: “Я так чувствую и все!”.
        Впервые я почуствовала, что у Ларисы затаилась злоба, когда она очень сильно и с непрекрытой злостью отчитала меня за совершенно незначительную мелочь. Наши клиенты работали над проектом. Мы договорились с лидером проекта о встрече в пятницу вечером. Встреча заниала 20 минут и была информативного характера. Просто, чтобы я и Лариса поняли о чем проект. Однако, у меня планы поменялись и я никак не могла попасть на встречу после обеда. В то же время, Лариса не могла перенести встречу на утро. Я отправила ей несколько сообщений с просьбой и предложениями о выходе из ситуации. Она не отвечала. Время шло. Лидер проекта позвонила мне и предложила пойти выпить кофе заодно и рассказать о проекте, так как в 10 часов у нее начинались встречи и не было никакого “окна”. Я с радостью согласилась, думая, что действую в интересах организации. Во время разговора с лидером проекта я ее попросила уточнить пару деталей для Ларисы. В результате, узнав, что я встретилась с лидером проекта, Лариса обвинила меня в непрофенализме и что я перехожу ей дорогу, так как встреча была ее инициативой. Для меня это был шок, так как с Ниной у меня были неоднократные подобные ситуации, которые воспринимались как нормальные рабочие моменты.

        Like

      • innakuznetsova

        Моя глава про выживание под плохим начальником в книжке начинается с эпиграфа:”Носорог очень плохо видит, но при его весе – это не его проблема”. Это во многом описывает вашу ситуацию. С одной стороны, вы совершенно правильно определили, что Лариса испытывает комплекс неполноценности перед Ниной – и вами как продолжением Нины. И вместо того, чтобы воспользоваться тем, что у нее в подчинении есть “продолжение Нины”, как сделал бы это опытный руководитель – сделав вас cвоей правой рукой, поручить вам делать презентации (а самой сказать приветственное слово – вот и выступила), окружив вас вниманием (а так как у вас хорошие отношения с заказчиком, то ваше хорошее отношение к ней очень бысто бы им передалось) – ушла в смертную петлю злобы. Это от недостатка опыта. Перейдя в новую отрасль – логистику – я тоже не знала материал, как мои подчиненные – поэтому делала все, что могла, чтобы они представляли отдел и не имели внутренних проблем. Поначалу просто открывала встречу, шутила на собственный счет – и передавала слово им. И слушала, слушала, слушала. Через 3 месяца я могла много говорить на тему – и слава богу, потому что они наперебой рассказывали заказчикам обо мне и приглашали на встречи. Но это – только и только опыт. И не слишком серьезное отношение к себе. Ларисе не повезло. НО: ПРИ ЕЕ ВЕСЕ – ЭТО НЕ ЕЕ ПРОБЛЕМА. От нее зависит ваше повышение, премия, комфорт в работе. А потому не стоит видеть мир в черно-белом варианте. Есть много оттенков между: как соблюсти интересы заказчика, не вводя начальника в еще большие сомнения по поводу собственной неадекватности.

        Поставьте себя на ее место. Она сомневается в себе, неуверена, все тычут ей чудесной предшественницей, а тут еще она лишилась главного ментора и спонсора. Страшно. Неуютно. Представили? Попробуйте ей помочь. Не делайте шагов за ее спиной. Предлагайте правильные варианты так, чтобы она решила, что это ее идея:
        – Лариса, нас просят завтра на встречу. Я знаю, что у тебя мало времени готовиться, да и не надо тебе на твоем уровне заниматься мелочевкой. Но это важный заказчик. Давай ты откроешь встречу – а потом передашь слово мне как техническому специалисту, и я сделаю презентацию? Им будет очень важно, что человек твоего уровня на встрече присутствует.

        Не делайте ничего за ее спиной. Кроме поиска другой работы – если не видите причин оставаться. Наоборот, дайте почувствовать, что вы “ее” человек. Она это оценит. И будет вам больше доверять – и как следствие, меньше тормозить ваши проекты, быстрее принимать решение, которое вы ей предложили….глядишь, и не придется искать работу. А “правая рука слабого начальника” – это лучший трамплин для повышения.

        Но вы почитайте главу про начальника – там куда больше ньюансов.

        P.S. Мне кажется, вы очень интересный пример привели. Распространенный и типичный – но при этом отлично описанный и живой. Вы не будете возражать, если я процитирую наш диалог – могу не указывая читателя, могу со ссылкой на ваш блог, как скажете – у себя в журнале? Мне кажется, будет интересная дискуссия и много интересных вариантов предложат.

        Like

  4. Yelena Nairne

    Инна, спасибо большое за комментарии. Обычно, когда начаниаются проблемы в отношениях, первым делом я виню себя. Потом долго не могу поверить, что это все-таки не я, и копаюсь, копаюсь, даже если уже все в прошлом… Ваши комментарии как “грехи отпустили”))
    Я совсем не против, если Вы приведете мой пример для пользы общества ))). Более того, могу немного продолжить историю, так как у Ларисы, как мне кажется, этот комплекс ушел слишком глубоко. Сейчас я поменяла участок работы. Так получилось. Начальник Нины (который был в прошлом и моим начальником) предложил мне перейти работать в его структуру с повышением под началом Нины (!) Скажу честно, я некоторое время колебалась (так как Нина страдает чрезмерным перфекционизмом) и надеялась, что стану “правой рукой” и получу повышение у Ларисы… Однако, очень скоро произошла вот такая история.
    Я так же как и Вы представляла план действий. Я неоднократно говорила Ларисе, что полностью в ее распоряжении, что готова работать в ЕЕ команде, что готова ее полностью поддерживать и т.п. Однажды, мы обсудили стратегию подачи материала и решили, что пойдем путем А. Однако, клиенты сопротивлялись и не хотели обсуждать с нами проект (так как Нина, которой они доверяли уже с ними не работала). Лариса очень сильно на них давила и настаивала на встрече. Возникла напряженная обстановка. Наконец был конф звонок, во время которого я говорила, а Лариса молчала. Клиентам не понравилась наша позиция. Потом при личной встрече с клиентами без меня Лариса поменяла решение, сказав “Ну видите, у Лены нет опыта. Я вас постоянно прошу прийти ко мне и все обудить, до того как неопытные члены команды остановят ваши проекты”. Это был большой шок, так как во-первых, непосредственный начальник показала, что не играет в коммандность, использовал меня как “козу отпущения” и способ завоевания доверия, во-вторых, она поменяла позицию, о которой мы ВМЕСТЕ договорились, в результате я потеряла доверие коллег…

    Like

    • innakuznetsova

      Мне кажется, вы поступили совершенно правильно, что ушли. То, что она сделала в последней ситуации – это предательство своей команды. Работать с человеком, поступающимся элементарной этикой чрезвычайно неприятно – да и непродуктивно, как правило. Вы, на мой взгляд, сделали правильно, уйдя после этого.

      Like

  5. Аня

    Спасибо, действительно, за советы 🙂

    И вот это ‘лучше всего говорить не о мировой несправедливости, а о том, как учиться навыкам’ 🙂 Оно-то всегда так, но иногда об этом забывается 🙂

    Like

  6. olga

    Здравствуйте, Инна,
    Спасибо за ваш труд, ваши записи очень помогают.
    Хочу попросить совета, я “начинающий” руководитель. В моем филиале нет других женщин с такой же должностью, и не пре. Мы территориально удалены от заказчика и не часто видим его “живьем”.
    С командировками – все понятно, брючный\юбочный костюм и удобная обувь – так чаще всего видит меня видит заказчик.
    Но как быть на рабочем месте? Да я могу точно так же ходить на работу в костюме и в своем филиале. Будет ли это уместно, когда 98% работников мужчины одетые в джинсы и футболки? остальные 2% – девушки одетые все так же в вариации джинс и футболок.
    С одной стороны мне не хочется отдалятся от своих коллег одевшись формально, с другой стороны я руководитель и хотелось бы это подчеркнуть.
    Представитель заказчика с которым работаю, ценит меня за профессионализм и внешний вид не так важен. Но в скором времени предстоит встреча с более высоким уровнем руководства. И вот я уже не так уверена в своем костюме. Сомневаюсь подходит ли костюм, не слишком ли простой\классический\дешевый\ и т.д. Надо сказать, что на стороне заказчика так же не видела женщин из руководства, все больше секретарши. Поэтому совершенно не понимаю как следует одеться.
    В общем вопрос внешнего вида стоит для меня остро.
    Для себя вижу вариант- купить качественный строгий формальный костюм для поездок к заказчику (не слишком обращая внимания на цену) и второй проще ближе к smart casual для работы в своем филиале.
    Хотелось бы услышать ваш совет, если это возможно.

    Like

    • innakuznetsova

      Ольга, поскольку в своей компании на ваш случай, очевидно, дресс-кода нет, то работает простое правило: носите то, в чем будете чувствовать себя уверенно. Тут вариантов много – можно завести гардероб из separates (пиджаки, платья, юбки или брюки, сочетающиеся, но в тон/ из одного комплекта). Это выглядит гораздо менее формально, легче поддерживается как коллекция и не так быстро надоедает, но не джинсы. Другой вариант – если в офисе все в джинсах – то просто более дорогие дизайнерские темные джинсы и более дорогие/формальные рубашки или блузки, или даже пиджак сверху.
      В западных офисах в вашей ситуации это были бы separates, особенно прямое платье с пиджаком сверху – джинсы носят в тех офисах (программисткие компании Долины, Levy’s), где это часть традиции, особенно женщины, но при этом костюмы это действительно для особых случаев (выступления, интервью, суд).

      Like

Leave a Reply

