Executive presence – продолжение 2

 Предыдущая часть

Навыки публичных выступлений и умение держаться.

Известное исследование UCLA показало, что восприятии презентаций аудиторией, складывается из трех факторов: содержания, тона голоса и «языка тела». При этом 55% успеха определяется именно последним: манерой держаться. Она создается уверенностью осанки и движений, открытостью жестов, умением подчеркнуть важный момент речи рукой, перемещаться по сцене, встречаться взглядом и удерживать контакт с аудиторией.

Манера держаться – это то, что, оказывается, прежде всего считывает слушатель. Она может создать образ харизматичного, уверенного в себе собеседника, увлеченного предметом и заражающего энтузиазмом, а может испортить все впечатление от речи. Нервный, неуверенный оратор, с бегающими глазами и шарящими по карманам руками не вызывает доверие, даже если располагает отличным материалом.

Очень просто способ убедиться, что это так – посмотреть интервью или выступления в YouTube с выключенным звуком. В качестве положительных примеров можно смотреть, практически, любой выступление на TED с высоким рейтингом. А отрицательных примеров немало в телепередачах, где интервьюируют людей, не привыкших выступать перед публикой. Отключите звук – следите за руками, осанкой, жестами…и проанализируйте свои впечатления.

Второй по значимости фактор – тон голоса, определяющий по статистике  38% впечатления от выступления, и приобретающий еще большее значение на радио или телеконферении. Можно сколько угодно спорить о том, что интересный, пусть заикающийся, бормочущий, с монотонной интонацией профессор расскажет о предмете более интересно, чем профессионал выступлений…..увы, жизнь несправедлива. И выбирая серии аудиолекций или подкастов мы все равно тяготеем к выступающим с приятным голосом.

Первый раз про эти цифры я узнала, когда во время обучения на МВА, на факультативном занятии по публичным выступлениям. В течение часа мы по очереди тренировались выходить на сцену, делать широкий жест рукой, громко и меленно представляться “Welcome! my name is…”. Чем больше сцена, тем шире должны быть жесты: мелкие жесты издали не видны или того хуже, кажутся капошащимися. Оказалось, что это очень трудно – попробуйте. Медленный широкий жест кажется искуственным, зато он очень помогает впоследствии в реальных выступлениях.

О технике презентаций написано тонны литературы.  Теория проста: научиться открытой позе и широким жестам ( некоторым карманы придется зашить!). Не трогать себя,не прихорашиваться – не вертеть кольцо на пальце, не оглаживать волосы, так как это производит впечатление неуверенности.  Говорить медленно, искуственно замедляя и занижая голос, если он от природы высок, держать контакт взглядом.

Хочется сказать еще несколько слов об умении расслабляться. Однажды меня заинтересовало, почему я так неровно играю в гольф. И спрошенный свет-мой-Интернет выкинул чудесную статью об умении ингорировать напряжение и его влиянии на качество удара. Известно, что оно сильно зависит от расслабленности запястий. Удар генерируется не плечом или руками, а моментом корпуса. А потому чуть более напряженные руки моментально портят дальность. Это особенно заметно у таких неопытных игроков, как я. А напряжение кистей в свою очередь очень сильно связано с общим состоянием нервной системы. Так что мелкий раздражитель, присутствие чужих или шум, на него влияет. Неслучайно, этикет гольфа требует замереть, не двигаться и не разговаривать, когда кто-либо из-группы собирается ударить по мячу.

Но профессионалам не приходится надеяться на тишину. Видели ли вы по телевизору,как проходит чемпионат по гольфу? Какое-то там – убрать раздражители: толпа, пусть и за линией, телекамеры, фанаты создают постояннй шумовой фон. Можно лишь задуматься, насколько приходится профессионалам доводить до совершенствования умение блокировать раздражители. Если верить литературе, это один из самых важных факторов успеха в гольфе.

Однако интересно, что в качестве ближайшего аналога, называют именно публичные выступления. Если оратор напряжен внутренне – это передается ауидитрии и плохо влияет на качество выступления. А между тем, выход на сцену не может не повышать пульс. Так что занятие гольфом, оно, как ни странно, это еще и выработка умение внутренне приводить себя в состояние спокойствия. Но есть множество других приемов, помогающие привести себя в нужное состояние, и им тоже несложно научиться.

Среди них – глубокие вдохи и выдохи; движение нижней челюстью вперед-назад для уменьшения адреналина; опускание рук вниз и попытки представить, что напряжение стекает по ним в пол. Какие-то вещи, попробовав, начинаешь делать автоматически. С другой стороны, я заметила, что возникает обратный эффект: состояние напряжения настолько ассоциируется с этими движениями. Даже без особого страха перед докладом опускаешь руки в пол – и начинаешь чувствовать мандраж. Лично мне лучше помогают ментальные тактики. Можно представить себя в хорошем и спокойном месте или вообразить приятного собеседника, которому будете все это рассказывать, можно вспомнить ощущение от хорошего выступления.

И последнее, что мне хотелось бы добавить, говоря о выступлениях, это то, что они помогают выработать уверенность в себе. Существует даже целое движение – Take the stage – представляющее систему обучения инструкторов и проведение классов ораторского искусства с целью более общей помощи в профессиональном развитии. В CEVA Logistics мы спонсировали ряд подобных тренингов для сотрудниц с высоким потенциалом как помощь в карьерном продвижении. Результаты превзошли ожидания. И хотя далеко не у всех из бравших классы есть необходимость выступать перед заказчиками, все отмечали именно повышение уверенности в себе, понимании, как они выглядят со стороны, выработке умения лучше спорить, артикулировать, подчеркивать смысл паузами и жестами, понимать, как воспринимается их образ коллегами. Другими словами, классы помогли именно улучшить executive presence.

(продолжение следует)

Присоединяйтесь к страничке моей книги “Вверх! Практический подход к карьерному росту” на Фейсбук и ко мне на Твиттере

Advertisements

9 thoughts on “Executive presence – продолжение 2

  1. romanyankovsky

    “И спрошенный свет-мой-Интернет выкинул чудесную статью об умении ингорировать напряжение и его влиянии на качество удара. Известно, что оно сильно зависит от расслабленности запястий. Удар генерируется не плечом или руками, а моментом корпуса.”

    В видах спорта вроде бокса похожая ситуация. При хорошо поставленном ударе за мгновение до него рука расслаблена, иначе напряжение мышц помешает резкости движения. Подозреваю, что во многих видах спорта подобные примеры можно найти.

    Вывод какой? Занимайтесь спортом! 🙂

    Like

  2. tanja_me

    Инна, а можете пожалуйста дать пару ссылок на примеры удачных выступлений, особенно женских?
    и можно ли что-нибудь сделать с тембром голоса, если он неудачный?

    Like

  3. Ekaterina

    Inna, ochen zainteresovalas kursami kotoriye Vy upomyanuli. Ne podskazhite kakie imenno programmy posetili vashi sotrudniki? Spasibo bolshoe!

    Like

    • innakuznetsova

      Программа называется Take the Stage.они присылают инструктора обучать инструкторов ( мы собрали по человеку из страны), учат, а потом уже те ведут курсы в странах.

      Like

  4. Ekaterina

    Spasibo za otvet! Ya snachala podumala, chto eto prosto kursy, a ne training programs for instructors.. Hotela sprosit, posechasli li Vy lichno kakie to training programmy otrkritye dlya shirokoi publiki (as opposed to internal corporate training programs) kotoriye Vam pokazalis effectivnymi? Esche raz spasibo.

    Like

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out / Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out / Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out / Change )

Google+ photo

You are commenting using your Google+ account. Log Out / Change )

Connecting to %s