Executive presence – продолжение 3

banner small

Предыдущая часть

Хорошие манеры и умение слушать.

Тех, кто умеет слушать, уважают и запоминают больше. Те, кто умеет разговорить других, мотивировать их высказать свое мнение и поделиться идеями, работают с широким материалом, чаще находят неординарное решение проблемы и пользуются большей поддержкой. Однако, это совсем не так просто. Умение слушать означает также умение не говорить слишком много самому и при этом выражать интерес к речи собеседника и вербально, и жестами – кивком головы, открытой позой, заинтересованным выражением лица.  

Один мой бывший начальник, ставший ментором после ухода на пенсию, так сформулировал это требование:

– Люди должны знать, что ты вникаешь в их работу и предложения. Ты можешь быть усталой, ты можешь с первых нескольких фраз понять вторичность или просто глупость их подхода. Но тем менее, они должны знать, что их выслушали, даже, когда на самом деле ты не слушаешь.

Это может прозвучать почти ханжески, но давайте будем честны перед собой. Ситуации, когда у вас нет сил слушать дальше, или вы подозреваете, что в этом нет необходимости, или слушаете «впол-уха», потому что уже знаете, о чем пойдет речь, действительно встречаются. В одних случаях из них можно выйти проще, например, дождавшись паузы и объяснив, что вы уже знакомы с ситуацией, а потому предлагаете перейти сразу к выводам и обсуждению. В других это неудобно, например, если другие члены группы незнакомы с проектом. Как человеку эффективному и занятому вам захочется использовать свое время как можно полнее  – проверить почту на телефоне, обсудить с соседом по столу срочную проблему или просто посмотреть в окно.

Как воспримет ваши действия делающий доклад? Скорее всего, особенно, если вы старший руководитель, он и так волнуется, возможно, долго готовился к вашей встрече. Ваши действия или жесты демонстрируют ему неуважение к его работе, отсутствие интереса к тому, что он хочет сказать. Насколько высока будет его мотивация продолжать работу с полной отдачей? Что он расскажет про вас коллегам – что вы презираете людей ниже себя, не слушаете советов эксперта, ни в грош не ставите коллег? Переверните ситуацию – вам хочется быть на его месте?

Вот именно поэтому умение слушать является столь важным для руководителей. И, в частности, те, кто будут отбирать вас в кандидаты на продвижение, сильно задумаются, если вы известны плохим умением слушать других.

Хорошо ли вы это делаете? Поговорите с ментором или друзьями по работе, с кем-нибудь, кому вы доверяете, и кто не постесняется донести до вас неприятное известие.

Если вы решили, что хотите научиться слушать, то попробуйте не просто внимать речи, а реагировать на нее:

– давать понять кивком головы или мелкими жестами, что поняли мысль

– смотрите на лицо собеседника,

– делайте пометки,

– попробуйте, задавая вопрос или приводя свои аргументы, «проиграть» некоторые из его фраз, продемонстрирова, что поняли и запомнили его позицию или видение проблемы.

Дашилл Беннетт, проанализировав большое фотографий с советов и брифингов в правительстве США, дает очень интересный совет. Есть много поз, выражающих озабоченность тем, что рассказывает собеседник – наклониться вперед, опусить голову – но наиболее ярко ее передает рука, закрывающая рот или подбородок. Вот такой забавный вывод стал результатом анализа того, кто из советников и министров выглядит наиболее вовлеченным и озабоченным на сотне снимков встреч с президентом Обамой. 

Существует немало статей и книг на тему «активного слушания» (active listening), так что я не буду уделять много времени технике и приемам. Они достаточно просты, и всякий, озаботившийся тем, чтобы их освоить, очень быстро почувствует разницу в отношениях с людьми и успехах в дебатах.

Умение слушать – это, прежде всего, уважение к людям. Другим, даже более широким примером проявления уважения является хорошие владение деловым этикетом и приятные манеры. Став старшим руководителем, вы начинаете представлять компанию перед ее заказчиками, инвесторами, поставщиками, партнерами или прессой. Хорошие манеры – это, прежде всего, умение дать всем окружающим чувствовать себя комфортно в вашем присутствие. И представлять компанию выбирают людей, общаясь с которыми окружающие не потеряют желание вести совместный бизнес или продолжать деловые взаимоотношения. Коллеги, как правило, воздержатся от комментариев о ваших манерах, но они всегда их замечают.

(продолжение следует)

Присоединяйтесь к страничке моей книги “Вверх! Практический подход к карьерному росту” на Фейсбук и ко мне на Твиттере

Advertisements

3 thoughts on “Executive presence – продолжение 3

    • Sergei Dmitrenko

      Спасибо, Инна. Очень похоже на Карнеги и мне это понравилось. Вспомнил тех партнеров которые всегда перебивают, так и не дослушав моей мысли. Считая что уже знают, что я хочу сказать хотя это не так.

      Like

      • innakuznetsova

        Карнеги никогда не теряет актуальности 🙂
        Но согласна, неприятно, когда перебивают – хотя если это случается часто, может быть, стоит пересмотреть путь подачи материала? (его количество, начинаете ли вы с основного тезиса или с истории вопроса и т.п.)

        Like

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out / Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out / Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out / Change )

Google+ photo

You are commenting using your Google+ account. Log Out / Change )

Connecting to %s