Mr Selfridge

Когда я была в Лондоне в прошлые выходные, то успела подсесть на начавшийся в прошлом году сериал “Mr. Selfrige” (cейчас только что начался второй сезон – первый есть целиком на Нетфликсе).

Mr. Selfridge Series Preview [HD]

Несмотря на всю визуальную привлекательность и динамизм хорошо сделанной костюмированной драмы, снят он по нехудожественной книжке, написанной историком. Это история создания универмага Селфриджес в Лондоне, фактически изменившем розничную торговлю в области моды, косметики и товаров для дома в начале 20-ого века. Он был создан американцем Гарри Гордоном Селфриджем, выбившимся из самых низов общества и двадцать лет проработавшим в – и в последние годы, управлявшим – Маршалз Филдз, крупнейшем магазине Чикаго. Навещая поставщиков в Лондоне он обратил внимание на то, как сам опыт хождения за покупками в деловой столице мира в корне отличается от чикагского – и решил воспользоваться возможностью открыть магазин нового типа в чужой стране. Вот так выглядит универмаг Селфриджез сегодня.

WP_20140119_007

Это магазин в корне изменил английскую торговлю.
– До Селфриджа товары в магазинах лежали в шкафах. От покупателя ожидалось, что он точно знает и опишет, что ему нужно – тогда нужные носки или перчатки доставались из комода. Селфридж первым ввел стеклянные витрины.
– Вам никогда не случалось отвечать продавцу, предлагающему помощь, что вы “просто смотрите товары” (just looking)? За эту стандартную сегодня формулировку в эдвардианской Англии вас бы просто вывели из магазина. Тратить время продавцов, не покупая, считалось делом неблаговидным. По торговому залу прохаживались специальные надсмотрщики, следившие за тем, чтобы никто из посетителей не отнимал слишком много времени у клерков впустую. Селфридж это изменил в корне – он приветствовал тот факт, что покупатели могут не знать, что они хотят, и вдохновиться, увидев нечто новое и необычное в витрине.
– В универмаге Селфриджа косметика и духи впервые переехали с верхнего, трудно-достижимого этажа, где было принято скрывать “женские секреты” от мужских глаз, прямо к входным дверям. Эта традиция до сих пор существует в большинстве универмагов мира. А все началось с попыток перебить запах конского навоза с улицы и настроить покупателей на романтический лад.
– Он также ввел понятие промоушена и рекламы в его современном понимании – регулярно обновляемые выставки в витринах (окна универмага Селфридж на момент его открытия были самым большими в Европе), выступления артистов и выставки внутри магазина для привлечения публики и т.п. Так после первого перелета через Ла Манш он выставил в торговом зале самолет, и герой-летчик выступал перед публикой, привлекая толпы.
– В традиционных английских универмагах продавцы жили на верхнем этаже магазина – жилье являлось частью оплаты. Дисциплина и жесткое выполнение предписаний поддерживались системой штрафов – за любое нарушение, от опоздание до сбора в группу посплетничать у прилавка. Селфридж ввел американскую систему, разрешая жить где угодно, введя более высокие зарплаты, меньшие часы работы и даже медицинскую помощь – что помогало мотивировать работников и удачно обеспечивало защиту компании от проникновения профсоюзов. При этом главное, что он требовал от своих подчиненных – это высокого качества обслуживания и внимания к покупателям.
– Селфриджез, открытый американцем, не понимавшим и не принимавшим классового разделения Британии, стал первым универмагом, куда ходили за покупками все слои населения. Конечно, цены были доступны далеко не всем – но именно для привлечения более широкого круга Селфридж придумал два раза в год устравать распродажи….еще одна традиция, существующая и сегодня.
– Шопинг стал, фактически, единственным легитимным занятием для женщин правящего класса вне дома. Они выезжали только в гости и в театр в сопровождении мужчин. Есть в ресторанах считалось допустимым только если ресторан находился при отеле, где они жили – исключения были редки. Домашними делами заправляла прислуга, единственной альтернативой были мероприятия при церкви. А тут у них появилась возможность прогуляться по красивому мраморному залу, попить чай в одном из ресторанов магазина, поглазеть на аксессуары и обменяться впечатлениями….а аксессуаров надо было немало – пуговички, перья, ленты, белье, одних нижних юбок требовалось до шести штук, а переодевались дамы начала века несколько раз в день. В те времена женщинам не было принято носить готовую одежду. Дама выбирала в магазине кружево, ткань, модель – и в мастерской универмага специально по ее меркам изготавливалось платье. Селфридж одним из первых стал продавать готовые вещи – сначала плащи и накидки, а потом, уже после первой мировой войны, когда модели платьев упростились, и женскую одежду.
– И самое необычное нововведение той эпохи: в универмаге Селфриджа впервые появился женский туалет. До этого дамы, в случае чего, спешили домой…..

Книжка
Shopping, Seduction & Mr. Selfridge

*

Присоединиться к сообществу “Вверх!” , где я размещаю хорошие карьерные ресурсы.

Линки на понравившиеся мне бизнес-книжки .

Advertisements

2 thoughts on “Mr Selfridge

    • innakuznetsova

      И книжка, и фильм оба очень увлекательны. А еще на YouTube есть документальный фильм про него – по мотивам книжки – с кинохроникой…просто чудесный.

      Like

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out / Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out / Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out / Change )

Google+ photo

You are commenting using your Google+ account. Log Out / Change )

Connecting to %s