“Хорошо живется городу, который не обижает своих евреев…”(c)

Я давно не встречала новые для себя имена русскоязычных авторов, чтобы – запоем. А тут попалась мне книжка Наталии Червинской “Запоздалые путешествия”. О том, как давно живущая в Нью-Йорке эммигрантка из Москвы навещает друзей в Европе. И я зачиталась. Потому что такой точности формулировок, такого чувства юмора, и, одновременно, такого совпадения референтной базы и восприятия определенных типажей и реалий иммигрантской жизни давно не встречала. Я очень люблю Довлатова – но мне неблизки его персонажи, беженцы, застрявшие в бруклинской среде и так не вписавшиеся полноценно в жизнь своей новой страны. А у Червинской, следующего поколения, человека состоявшегося в Америке и явно имеющую социальные привязки к обеим реальностям, все куда ближе и роднее.

Например, она потрясающе объяснила, чем ее раздражает современный русский сленг с большим количеством англицизмов. Так созвучно – но еще и так блестяще выражено!

“Я эти неологизмы тоже ненавижу, они оскорбляют оба моих родных языка – и английский и русский. Как будто у тебя любимые кошка и собака, а какие-то подонки их скрестили и заставляют производить на свет монстров и химер. Это уже не лингвистика, а вивисекция, остров доктора Моро.
Но ведь чтоб прощать и даже любить жаргон, надо его знать еще с зарождения. Вот и противного подростка с прыщами любишь, если знал младенцем.”

А еще про старого друга, московского художника и философа в политическом загоне, от которого все ждали, что вот попади он из коммуналки и борьбы за пропитание на свободу, и напишет великое произведение наших дней или философский роман….я просто закрываю глаза и вижу “своих” таких же персонажей.

Вот что я о нем знала, чего никто не знал: он всегда так боялся скуки и обыденности, как люди боятся крыс и темноты. Кто чего боится, то с тем и случится. И будет случаться, каждый день, с восьми до пяти, до самой смерти.
…Кузина, помнишь Грандисона?

….С ним произошло тут, в Европе, страшное несчастье: он всю жизнь проработал на обычной работе, с восьми до пяти.”

А еще она с такой любовью пишет про Нью-Йорк. Я, пожалуй, не люблю Нью-Йорк так, как его любит автор – но как классно:

“И летят над городом геральдические его символы, святые его комиксов, всесильные его покровители: Паук, Летучая Мышь, Супермен.
Всех суперменов и героев комиксов, гротескные святцы города Готэм, знаете, кто их выдумал? Их выдумали в сороковых – пятидесятых годах тихие интеллигентные мальчики из Бруклина и Бронкса, очкарики, чьи семьи бежали из Европы. Их звали Шустер, Сегал, Фингер.
Хорошо живется городу, который не обижает своих евреев.”

Книга есть в Знамени . Равно как и десяток других ее рассказов – некоторые просто прекрасные – которые я, конечно же, все выходные читала запоем. Благо после учиненной мне Дельтой пытки возвращения из Питтсбурга в пятницу мне хотелось тихих выходных. (Один рейс отменили, на другом сломался самолет, после четырех перебронирований сдох американский телефон (летела на одну встречу, туда и обратно на пару часов, без зарядки) и в тот же день проблема у KPN с моим голландским, так что вызывать шофера пришлось, одолжив мобильник у уборщика в пустой в час ночи ЛаГвардии).

Но в общем, мне захотелось прервать свое молчание в блоге, чтобы порекомендовать.

И еще я интересную вещь поняла прочитав залпом столько хорошей иммигрантской прозы. Множество “состоявшихся”, а на самом деле, просто нормально устроившихся, но совершенно необязательно реализовавшихся тут иммигрантов заводит детей, видя в них оправдание всего. Как вот в этом рассказе. Т.е., легкий ответ на вопрос о смысле жизни, в их случае – переезда и всего стресса и изменений, которые с ним связыны. Потому что когда пирамида Маслова сужается, то обнаруживается, что далеко не у всех есть цели выше “устроиться”. И лишь немногие находят смысл созидания чего-то – бизнеса или искусства, или благотоворительност, или политики, неважно – или хотя бы самосовершенствования в спорте или хобби. А для большинства возникает вакум: есть хороший дом, и хорошая зарплата, и несовсем понятно, чем жить. А ребенок – это такой легкий ответ. Может, потому и сходят с ума многие новые родители среди наших друзей – вроде, с первым и на работу ходили, и в походы, и между делом в сад отводили, а тут обязательно дитя должно стать центром вселенной, и не разделяющие остаются как-то в стороне от родительского круга развивающих игр – да и не стремятся. Но это так, к слову. Только пожалуйста, не надо записывать меня в детоненавистиники – у меня множество друзей, чудесно заводящих и воспитывающих детей совершенно вне описанной категории. Существование подмножества не описывает множества целиком.

У Червинской в прошлом году вышла еще одна книжка, собираюсь поставить себе в список чтения.

Vremya.SV.Chervinskaya.Popravka Dzheksona

*

Другие понравившиеся мне книжки в постоянно пополняющемся списке .
***
Купить “Вверх!” и “Месяц в небе” в бумажной или электронной версии на Амазоне . Присоединиться к сообществу “Вверх!” на Фейсбук.

6 thoughts on ““Хорошо живется городу, который не обижает своих евреев…”(c)

  1. Andrey Terekhov

    Про авторов Бэтмена и Супермена замечательно, но мне кажется, что это больше про творческие способности евреев, а не про Нью-Йорк. Таких примеров можно и про СССР набрать (скажем, меня в свое время поразило авторство песни “Русское поле” – музыка Яна Френкеля, стихи Инны Гофф), хотя в Союзе евреям жилось отнюдь не сладко.

    Like

    • innakuznetsova

      о, да, примеров много…. но немало примеров, когда это авторство замалчивалось, скрывалось или приписывалось другим – с правильной национальностью…вроде, Америка этим не страдала

      Like

  2. mirtepla

    Спасибо тихим интеллигентным мальчикам из Бруклина и Бронкса, очкарикам и книголюбам, чьи семьи бежали из Европы. Но только откуда взялись в Америке хамы – плюющие на весь Мир с высока, и унижающие наших евреев под дикие визги демократии?

    Like

  3. Тоня

    Инна, Вас давно здесь не было….Вы закрываете этот блог? Надеюсь, ято у Вас вс1 в порядке. Всего Вам доброго!

    Like

Leave a Reply

