Executive presence

banner small

It’s not enough that we do our best; sometimes we have to do what’s required.

 Sir Winston Churchill

Несколько лет назад я вызвалась помочь чудесной женщине, только что получившей свою первую позицию ранга executive. Она хорошо разбиралась в технических вопросах, добивалась хороших результатов в маркетинге, была доброжелательна с коллегами и мудра в отношениях с начальством. Тем не менее, при обсуждении ее как перспективного сотрудника на повышение в дальнейшем, руководитель Ш. охарактеризовал ее как «мячик для гольфа, запущенный в ванной комнате». Его коллеги пытались описать проблему различными словами – «не может себя найти», «не совсем определилась», и, наиболее часто, «не всегда обладает executive presence». Став ментором, я поняла, что проблема довольно легко поправима, потому что источник ее был не в отсутствии знаний или сложных для изменения личных качествах, а, скорее, в поведении, имидже и манере держаться. Ш. очень быстро приходила в состояние возбуждения и выливала на собеседника сотню слов в минуту, часто опускаясь до не имеющих для ситуации значения мелких деталей. Она буквально не давала вставить слово, а услышав ответ, опять начинала энергично излагать свое видение. Собеседники чувствовали себя буквально оглушенным и подавленным таким напором – и часто старались либо завершить беседу поскорее и убраться.

Когда вы представляете себе человека, являющегося старшим руководителем, он может иметь различный пол или возраст, но, скорее всего, где-то в списке ассоциаций с этим образом будет ощущение, что его или ее слова имеют вес. Вообразив беседу с человеком, вызывающем уважение, вы представите его хорошим слушателем. Думая о руководительнице старшего эшелона, вы, наверно, назовете среди ее качеств стратегическое мышление, аналитические качества, представительность, но не пулеметную речь и невозможность вставить слово.

После того, как всего за пару месяцев Ш. научилась говорить медленно, задавать вопросы, интересоваться мнением других людей перед тем, как высказать свое, отношение старшего руководства к ее перспективам начало меняться. Она и сама почувствовала перемену восприятия ее окружающими, о чем радостно рассказала во время очередной нашей менторской беседы.

В английском языке есть несколько различных терминов для обозначение целого набора качеств, позволяющих человеку восприниматься другими как старший руководитель. Чаще других встречается “executive presence”, но нередко люди пользуются и другими эфмеизмами, такими как “wow factor” и “personal brand’. Дело в том, что это очень субъективная, отчасти спорная оценка.

Если вы обладаете executive presence, вы выделяетесь, легко представляетесь в роли начальника, вас хотят повышать, давать вам важные задания и представительские функции.  Вы производите на людей впечатление, они слушают вас, легче принимают ваши аргументы, хотят вести с вами бизнес. Уверенность в себе? Личная привлекательность? Харизма? Владение материалом? Стиль и хорошие манеры? Умение внушать уважение? Обстоятельность и вес в обсуждении?  В какой-то мере, все вместе. Это определенное ощущение сильной личности, умения производить на людей впечатление и, одновременно, располагать их к совместной работе, слушать других и быть услышанным, вежливость в обращении и осознание собственной силы – положительные качества и внешние аттрибуты, ассоциирующиеся у большинства людей со словами «лидер», «руководитель», «начальник».

Известно, что если хочешь получить должность, желательно выглядеть и вести себя как человек, которого легко представить на этой позиции. Справедливость требования таких навыков как профессиональные результаты, ясность в коммуникациях и рациональность в принятии решений для повышения оспорить трудно. А вот наличие executive presence может вызвать целый ряд споров – отчасти из-за субъективности оценки, отчасти из-за исторических факторов.

В середине прошлого века требования выглядеть «по должности» ни у кого не вызывало нареканий. Но затем в корпоративный мир пришли меньшинства – женщины, представители других национальностей и рас, инвалиды или обладающие определенными физическими недостатками. Требование «выглядеть как начальник» стало звучать противоречиво. В сериале «Mad Men» про рекламное агенство шестидесятых годов есть эпизод, когда успешный руководитель лишается ступни в результате несчастного случая  в офисе. Работающих в современной корпоративной среде поразил в этот сцене не факт катания по кабинетам на газонокосилке, ставшей причиной инциндента, а потеря им работы. Ни один из героев сериала ни на минуту не усомнился в том, что человек с серьезной травмой ноги не может представлять успешную компанию. И это во многом демонстрирует как изменился мир с тех пор, как все руководители выглядели персонажами одного рекламного образца.

Реальный критерий или дискриминация?

Не секрет, что особенно тяжело понятие executive presence воспринимают меньшинства, существует даже тенденция объяснять наличие этого требования дискриминацией по полу или расе. Отчасти это связано с меньшим количеством ролевых моделей, отчасти инерцией общественного мнения и стандартов, отчасти – недостатка в менторах и неустоявшимся «типажом» старшего руководителя женского пола «в сознании» масс.

Последнее может показаться смешным тем, кто не сталкивался с подобной ситуацией напрямую. Казалось бы, сегодня в корпоративной Америке или Европе нет недостатка в женщинах-руководительницах, и даже уровне СЕО и советов директоров немало достойных примеров. Тем не менее, я неоднократно сталкивалась с подобным стереотипом на собственном опыте. Например, с тем, что когда я приходила на встречу в составе группы, то если участники не знали заранее, кто есть кто, то всегда первыми здоровались и обменивались визитками с моми подчиненными-мужчинами, особенно если они были старше меня, а потом уже со мной.  «По дефолту», не зная званий и положений в компании, мне и другим женщинам практически всегда оказывают меньше знаков уважения – пока не возникнет возможность представиться. После этого все встает на свои места. Можно расстраиваться по этому поводу – но мир, где стереотипы формировались веками, не изменишь. Проще просто приучиться быстро находить возможность представиться и, главное, не комплексовать по поводу встречи по одежке, зная, что все переменится через несколько минут.

(продолжение следует)

*
Присоединяйтесь к страничке моей книги “Вверх! Практический подход к карьерному росту” на Фейсбук и ко мне на Твиттере

17 thoughts on “Executive presence

  1. Ева

    Наталкивает на размышление. У меня с “executive presence” проблемы, особенно из-за возраста – есть люди, которым сложно воспринимать девочку возрастом до 30 серьезно.

    Like

    • innakuznetsova

      Ева, беда в том, что это не проходит и позже…если вы быстро двигаетесь по карьере, то очень долго будете руководить людьми старше себя. И в 40, и в 45….так что тут только комбинация воспитания в себе Executive Presence и толстокожести. Если вы знаете, что делаете, то завоюете их уважение, пусть не сразу, но за год обычно проходит. Главное, не давать этому первонаальному восприятию вывести вас из равновесия.

      Like

      • Эва

        На самом деле я стала спокойно относится к этим моментам не так давно, когда мне наконец-то сказали, что в этом проблема. Сложней всего бороться, когда не понимаешь в чем дело и никто не может/ не хочет сказать.
        У меня все еще есть субъективное впечатление, что менторство и желание помочь подчиненному/коллеге в карьере все же не развито на пространстве пост-СНГ и тебе скорей будут мешать, чем помогать. Надеюсь, это все же только мой субъективный опыт.

        Like

      • innakuznetsova

        О последнем я слышу слишком часто, чтобы игнорировать. Нет или очень мало и почти всегда малопрофессионально. Но тут только искать….либо нормальных людей на месте, либо иностранных коллег.
        Меня часто спрашивают, зачем я пишу про менторство, которого в России нет. Оно есть в ряде иностранных компаний, но главное, если людям не рассказывать о том, как это устроено – так ведь и не разовьется….но я прекрасно понимаю, что в зачаточном состоянии 🙂

        Like

  2. Екатерина

    Много раз замечала, что на мой высокий голос реакция у многих “что тут за девочка пытается командовать”. Приходится специально говорить пониже и почетче, тогда такой реакции нет.

    Like

  3. Olga Zelenyuk

    Инна, спасибо за статью и с нетерпением жду продолжения. Я недавно осознала, что именно недостаточная executive presence и есть сейчас тем бутылочным горлышком, которая не дает мне двигаться дальше. Кое-какие шаги уже наметила для себя, но будет очень ценно почитать Ваш взгляд и рекомендации.

    Like

  4. Аня

    Да, правда, в минуты волнения (если не умеешь с этим специально справляться) меняется голос, манера речи, сложно следить за движениями. Мой босс (женщина) такая, и лишь потому что я знаю по себе, как это все работает, я способна отфильтровать ее эмоции от дела и уважать ее за компетентность (которой у нее очень много). Я знаю, что она (ее поколение) много работала над своим профессионализмом в деле, и не было ни времени, ни умений, ни даже требований к тому, чтобы иметь вот такую executive presence. Но первое впечатление (на каком-то животном уровне восприятия) таки все эти вещи воспринимаются в минус. Я сама такая же :), просто я ведь, если честно, и обычный сотрудник 🙂

    Like

    • innakuznetsova

      То, что мы “головой” это понимаем, не отменяет факта, что мы выросли на тех же социальных нормах и привычках…конечно, трудно бывает отделить, даже если сама через такое же проходишь.

      Like

  5. Anton Voronin

    Инна, скажите, пожалуйста, а в вашей новой компании тоже существовал институт менторства или вам пришлось его внедрять?

    Like

  6. Kirill Rovec

    Интересная статья, есть о чём поразмыслить. Помню ещё в Университете проходили феномен под названием Glass ceiling – стеклянный потолок, этакое прозрачное препятствие которое мешает миллионам женщин подняться по карьерной лестнице. Хотя на мой личный взгляд, если женщина достаточно авторитарна, то такое ей не помеха, но тогда теряется её женственность 🙂

    Like

    • innakuznetsova

      Стеклянный потолок – это известный феномен. Он не имеет отношения к авторитарности отдельной женщины (более того, ее женственность – это ее забота, а не руководителя). Стеклянный потолок – это социальное явление, статистически определяемая величина. Пусть в организации 8 слоев – работник, начальник, начальник второго уровня, ВП и т.д. Посчитайте процент женщин на каждом слое. Если в какой-то момент происходит сильный скачок вниз – скажем, с 15% до 5% – то перед этим слоем и проходит потолок. 5% его пробившие – это может быть весьма немало женщин, как вы сами сказали, отдельным женщинам не мешает. Вопрос в том, почему на данном уровне потолок – очень сложный, зависит и от самих женщин, и конкретной компании, и индустрии.

      Like

      • Kirill Rovec

        Инна скажите пожалуйста, считаете ли вы, что наличие этого самого барьера для женщин определяется размером компании, а именно числом сотрудников? Просто в моей фирме gamblegames.ru работает 9 сотрудников из них 3 девушки. Я никогда не замечал дискриминации либо какой то несправедливости относительно девушек в трудовом коллективе, даже с учётом того, что ОБЫЧНО мужская половина считает себя более знающей на тему азартных игр. Если бы в компании работало 20+ человек, отразилось бы это более чётче на внутренних взаимоотношениях?

        Like

      • innakuznetsova

        Вообще-то ваша фраза “ОБЫЧНО мужская половина считает себя более знающей на тему азартных игр” уже указывает на дискриминацию, если мнение о “более знающей” разделяет начальство. Потому что это деление на знающих больше и меньше по половому признаку, не имеющему отношения к реальным знаниям. Больше ничего про компанию сказать не могу – я же не знаю, какие позиции у вас занимают девушки, да и вообще статистика на выборке в 9 человек малопродуктивна. Это вам только сами девушки могут сказать, насколько они чувствуют, что имеют те же шансы на повышение, что и мужчины.

        Like

Leave a comment